Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в дошкольном учреждении средствами физической культуры

Консультация для воспитателей дошкольного образования 

«Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в дошкольном учреждении средствами физической культуры»

«Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству»

Д.С.Лихачев

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Понятие «Патриотизм» – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. Воспитывать такие физические качества, как сила, быстрота, ловкость.
  3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики», «Моряки», «Летчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физкультуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных досугов и праздниках, спортивных соревнований.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и досуги. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить представления и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями. Спортивные праздники и досуги могут быть приурочены к определенным торжественным датам или общественным мероприятиям, народным праздникам: «Весёлые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Самая спортивная, мамочка моя!», «7 апреля – Всемирный день здоровья», ««Будем в Армии служить!», «День Победы», «День космонавтики», «У пошуках папараць-кветкі”, “Вяселыя каляды”, “Масленица”.

Еще одним методом патриотического воспитания является знакомство детей с различными видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися спортсменами. Знакомя детей с главными идеями Олимпийских игр, гуманистическими идеалами и ценностями мы развиваем детские представления о том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных стран мира в честных и равноправных соревнованиях.

Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Народные игры характеризуются игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много национального колорита, эмоциональной, красочной прелести, оригинальности оборотов речи, неповторимой белорусской напевности, ритмической четкости,
а в считалках – характерного скандирования. Важно и то, что в этих играх ребенок реализует себя как социальное существо, учиться сопереживанию, впитывает культурные традиции белорусского народа. Игра естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе. Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю
и характер.

Также формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека — гражданина своей страны. Таким образом, целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь в этой работе.

В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования, 2022 г.
  2. Физическая культура детей от пяти до шести лет, В.Н.Шебеко, Минск, Национальный институт образования, 2016 г.
  3. Сборник подвижных игр и игровых упражнений, Н.В.Лях, Минск, «Зорны верасок», 2017 г.

 

Добавить комментарий