Цель: повышение правовой культуры законных представителей несовершеннолетних, в том числе в вопросах профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи:
познакомить родителей с понятием и основными причинами преступлений и правонарушений среди подростков;
дать представление о нормах уголовной и административной ответственности;
формировать навыки работы с подростками для самостоятельного принятия ими ответственного решения;
способствовать проявлению дружественной обстановки и взаимоуважения среди родителей и детей.
Форма организации: семинар-практикум.
Методы и приёмы: анкетирование, просмотр видеоматериалов, работа в группах.
Предварительная подготовка:
Анкетирование учащихся и родителей.
Подбор книг для выставки.
Подготовка памяток для родителей.
Материалы и оборудование: памятки, карточки, мультимедиа.
Содержание:
Незнание закона не освобождает от ответственности…
Вступительное слово. Проблема роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних – одна из актуальных проблем сегодняшнего дня, так как с каждым годом увеличивается количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками. А ведь это не просто преступления, порой – это покалеченные судьбы детей, отдельных семей. И причины, толкающие детей на этот шаг, иногда напрямую зависят от тех людей, которые находятся рядом.
- Сравнение результатов анкетирования родителей и подростков.
Посмотрите на слайд, Вашим детям и Вам было предложено ответить на вопросы: «Что такое преступление?», «Что такое правонарушение?», «Что толкает подростка на преступление?».
(Краткий анализ).
Вывод: сегодня мы не до конца осознаем грань между преступлением и правонарушением, то есть не всегда понимаем, за что предусмотрена уголовная либо административная ответственность, а за что нет. Но ещё важнее то, что не всегда мы, родители, осознаем свою роль в поведении наших детей.
Вместе с тем, сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но самим делом.
Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей.
К основным причинам совершения преступлений подростками можно отнести:
- Отрицательное влияние семьи. В большинстве случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния поведения родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, антиобщественный образ жизни).
- Отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном. Эта причина особенно значима в связи со стремлением несовершеннолетних включиться в группу для совместного времяпрепровождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подражать лидерам и быть на них похожими внешне и в поведении.
- Подстрекательство со стороны взрослых преступников.
- Длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу.
- Пьянство среди подростков.
- Знакомство с административной и уголовной ответственностью.
А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с Законодательством Республики Беларусь в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних
(Можно использовать ссылку на ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 мая 2022 г. № 169-З Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200169&p1=1
В Республике Беларусь профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 18 мая 2022 г. № 169-З.
Согласно данным законодательным актам, в Республике Беларусь проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.
При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.
Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию.
- Онлайн-анкетирование.
Предлагаю посредством QR-кода ответить на вопрос «Какие виды ответственности вы знаете»? (Ответы родителей).
Можно пройти по ссылке и ознакомиться с ответственностью несовершеннолетних: http://mogilev.gov.by/ru/pravovaya-otvetstvennost-roditelej/38966-otvetstvennost-nesovershennoletnikh.html.
Кодекс об Административных Правонарушениях Республики Беларусь: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK2100091.
Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность
- Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
- Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
6) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
7) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая-третья, пятая статьи 18.3);
8) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
9) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9) и т.д.;
Уголовный кодекс Республики Беларусь: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275.
Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
- Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
- Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
2) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
3) изнасилование (статья 166);
4) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
5) кражу (статья 205);
6) грабеж (статья 206);
7) разбой (статья 207);
8) вымогательство (статья 208);
9) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212);
10) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);
11) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218);
12) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
13) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
14) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2-5 статьи 328);
15) хулиганство (статья 339);
16) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
17) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
- Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
С 16 лет несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности по всем статьям Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.
Знакомство родителей с детским правовым сайтом: https://mir.pravo.by/edu/ychitel/crime/.
Возможен просмотр видеоматериалов: https://www.mvd.gov.by/ru/media/video.
Задания для родителей (работа в группах).
Уважаемые родители, мы с вами познакомились с нормами уголовного и административного права, а сейчас я предлагаю решить конкретные ситуации.
- Разбор ситуации:
№ 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№ 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
№ 3. Подросток совершил прогул в школе. Предусмотрена ли за это уголовная или административная ответственность. (Нет. Дисциплинарная ответственность).
№ 4. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№ 5. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№ 6. Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь:
В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (родители высказываются).
Конечно, «заложенная бомба» – это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
Как вы думаете, с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона за подобные «шутки»? (ответы родителей).
Правильно, с 14 лет. Кроме этого вы, родители, будете вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь вас к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Так что, помните, с законом шутки плохи!
- Подведение итогов.
Подводя итоги, отмечу, что, несмотря на всю выстроенную в школе систему работы по профилактике правонарушений у учащихся, главным в нашей практике остается вера в доброе начало в ребенке, проявление понимания и терпимость к его поведению, интерес к его судьбе.
Только согласованная работа педагогов и родителей будет иметь успех. Необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание, взаимоинформирование.
Ещё, уважаемые родители, хочется предложить вам следующую шпаргалку:
Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком:
Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
Сохраните доверие ребёнка к себе.
Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком.
Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
Не позволяйте собою манипулировать.
Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
Меньше говорите, больше делайте.
Установите разумные границы контроля.
Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.
(Возможен просмотр презентации https://infourok.ru/prezentaciya-vzaimootnoshenie-roditeley-i-detey-v-seme-2436841.html)
В заключении своего выступления хочется сказать следующее: воспитание подростков никогда не было легким делом. Но больше всего они нуждаются в любви и внимании взрослых!
Помните: какие бы поступки дети не совершали – это наши дети. И наши дети – это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.