Родительское собрание на тему «Сохранение психологического климата в семье»

Родительское собрание на тему «Сохранение психологического климата в семье»

Цель: Изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.
Задачи:
1. Активизировать работу родителей во время беседы на обсуждение темы встречи, выявить их знания по данному, вопросу.
2. Акцентировать внимание родителей на факторе «обстановка в семье», как непосредственно влияющем на психическое здоровье ребенка.
3. Помочь родителям определить пути по созданию благоприятной семейной атмосферы.

  1. Вступительная часть.
    Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители, тема, которую я хотела бы сегодня осветить это «Сохранение психологического климата в семье».
  2. Разминка.

Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда, с этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

  1. Основная часть.

Уважаемые родители, что мы подразумеваем, когда говорим о психологическом  благополучии ребенка в семье?

Семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребёнка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходим благоприятный психологический климат в семье.

Психологический климат семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям – с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению самооценки. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Семья для ребенка может способствовать как нормальному его психосоциальному развитию, так и быть источником формирования у ребёнка невротизации и нарушений психического здоровья.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате семьи. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.

Учитывая данные характеристики, взрослый всегда должен стараться быть в хорошем настроении. Ведь ребёнок – такое впечатлительное и восприимчивое существо, он как губка впитывает и хорошее, и плохое. Копирует поведение взрослого и «выносит» его в общество, коим для ребёнка являются сверстники в группе детского сада.

Период дошкольного детства является самым важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

Для того, чтобы во время формирования этих важных для дальнейшего развития ребенка психических функций ребенок был психологически благополучен необходимо со стороны родителей уделять внимание:

-к внутреннему миру ребёнка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;

-обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.

     Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на ребенка. И очень важно, какая это семья. Весёлая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или же семья со строгим укладом жизни, со скупыми проявлениями эмоций, семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. Дефицит эмоционального положительного воздействия оказывает своё ущербное влияние на базисное развитие ребенка, лишённый тепла родительской ласки, ребенок растёт замкнутым, насторожённым, неуверенным в себе.

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создаёт отношение к себе.

Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Общение со сверстниками играет важную роль в становлении психологического благополучия ребёнка в детском саду. Пяти — шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит», «У неё всегда красивая причёска и платье»), для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Ваней хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к эмоциональному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками у малоактивных, неспокойных и агрессивных детей, им не удается вступить в контакт с кем хочется, они не имеют навыков общения в коллективе, держатся неуверенно, редко принимают участие в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает», «Я его боюсь»). Неблагополучие ребёнка в группе даёт начало устойчивым отрицательным чертам характера, он становится замкнутым и тревожным.

Таким образом, чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка необходимо:

  1. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  2. Относиться к ребёнку как к равноправному партнёру;
  3. Принимать активное участие в жизни семьи;
  4. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  5. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
  6. Помогать ребёнку развивать свои умения и таланты;
  7. Уважать право ребёнка на собственное мнение.

Следовательно, при выполнении данных рекомендаций, у ребёнка будет формироваться адекватная самооценка, развиваться положительные качества личности, и самое главное ребёнок будет принят группой сверстников, а значит и эмоциональное развитие станет благоприятным.

 Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье.

Именно семья оказывает наибольшее влияние на психофизическое здоровье ребенка, поэтому каждому родителю необходимо знать о факторах, влияющих на него. В настоящее время можно выделить три основные группы факторов, влияющих на психологическое благополучие  ребенка в семье.

Социально-психологический фактор — это гармония супружеских взаимоотношений, семейного воспитания,  детско-родительские отношения. Дети-дошкольники имеют очень тесную эмоциональную связь с родителями (особенно с матерью). Это не значит потребность в зависимости от родителей, а значит потребность в любви, уважении, признании. В этом возрасте у ребенка нет опыта эмоционального межличностного общения, он не понимает причины конфликтов между родителями, не может выразить собственные чувства. Ссоры родителей воспринимаются как сигналы опасности, ребенок чувствует себя виноватым. Частые конфликты между близкими взрослыми вызывают у ребенка чувство неуверенности, беспокойства, эмоциональное напряжение, которые могут выливаться в компенсаторное поведение, капризы, истерики, негативизм и т.д.

Стиль воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.        Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.

Учеными выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

         Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

         Социально-культурный фактор обусловлен ускорением темпа жизни, дефицитом времени, загруженностью родителей, их невротизацией. Проблемы нарастают, как снежный ком, в который погружается и ребенок.

Социально-экономический фактор. На эмоциональную атмосферу в семье, а, следовательно, и на психофизическое благополучие ребенка, оказывают влияние и социально-экономические факторы, такие как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, определение ребенка в ясли или обращение к услугам няни, ранняя разлука с матерью. Если они частые и длительные, нарастает потребность ребенка в материнской привязанности, что может привести к невротическим реакциям, и даже к задержке психофизического развития малыша.

Добавить комментарий