Что такое игра?
Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В процессе игры с накоплением жизненного опыта, складывается обучения и воспитания, в игре образное мышление становится более содержательным, разнообразным, концентрируется тематика по количеству ролей, участников. С использованием игр развиваются внимание, тренируется память, развивается речь, отрабатывается социальное поведение.
Игра – это не просто развлечение, это сложная повседневная работа, на которой он учится нормам и правилам современной жизни, постигает истинные ценности.
Какова в игре роль игрушки?
Игрушка является не только сопровождением игры, но и средством обучения, развлечения и даже лечения, а так же образом идеальной жизни, идеального мира.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для ребенка игрушка центр игры, она наталкивает его на тему, роль, вызывает желание действовать. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение. Иногда простая коробка из-под обуви может быть прицепом для машинки, в которой малыш перевозит кубики, кирпичики или устраивает в ней кроватку для куклы. Часто девочки играют только с куклами — это мешает развитию смекалки, творческих способностей, а мальчики обычно играют с машинками — это ограничивает их общение с девочками. Лучше, если мы взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно купить мишку, куклу в образе мальчика. Важно, чтобы мальчик мог заботиться о ком-то, делиться своими радостями и горестями.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Побеседовав с вашими детьми, я узнала много нового, дети рассказали, что у них дома довольно много игрушек. И ещё немного расстроил тот факт, что не все родители играют дома со своими детками.
А теперь давайте посмотрим, что рассказывают дети о своих игрушках. (включается видео)
Игрушкой, а точнее Антиигрушкой можно назвать сегодня и компьютер, который заполнил умы и сознание наших детей. Каждый современный ребенок знаком с этим «инструментом цивилизации», причем возраст этого знакомства сокращен до минимума. Компьютер заменяет традиционную игрушку не только подростку, но и совсем юному человеку, начиная уже с 3-х летного возраста, а то и раньше. Компьютерные игрушки носят преимущественно жестокий, злой и агрессивный характер.
Есть у нас хорошие, добрые и мудрые игрушки.
«Что такое хорошая игрушка?»
• Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.
• Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Детям следует приобретать игрушки разных видов:
• Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)
• Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)
• Строительные наборы (деревянные геометрические формы)
• Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т.п.)
• Игрушки-забавы.
Главное, нужно помнить, что все, кроме любимой игрушки следует периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас не нужна. А через некоторое время ее появление вызовет новые эмоции и познавательный процесс.
Поговорим о разных видах игр, в которые дети играют в детском саду, в которые и вы можете играть со своими детьми дома.
Всеми любимые творческие игры — дети подражают взрослым, их поступкам, манерам общаться, трудовым действиям и все это они переносят в свои игры. Дети любят играть в «Магазин», «Шофер», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.
Сюжетно-ролевая игра становиться основным видом деятельности детей. В играх развивается творчество, фантазия, воображение, речевые навыки. Здесь очень важна игровая среда и атрибуты.
Режиссерские игры – игры с макетами разной тематики (дети манипулируют мелкими игрушками, сочиняют сказки, обыгрывают). «Улица города», «Ферма», «В гостях у сказки».
Конструирование тесно связанно с игрой. В строительных играх проявляется двигательная активность, развивается координация движений, мелких мышц рук, глазомера. Дети сооружают разные постройки, используя строительный материал, детали «Лего», мелкий пластмассовый конструктор разного вида. Используются образцы, схемы. В постройки вносятся игрушки, происходит обыгрывание.
Игры-экспериментирования – с водой, песком, окружающими предметами из разного материала доставляют детям много радости, развивают мыслительные процессы, учат рассуждать, делать простейшие выводы, воспитывают любовь к природе.
Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Игры-драматизации — помогают лучше усваивать содержание произведений, у детей чаще всего основой театрализации являются сказки. Используются разные виды театра: пальчиковый, би-ба-бо, настольный. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей, развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Дети учатся играть вместе, регулируют свое поведение. Развивается усидчивость, чувство справедливости, закрепляют сенсорику – цвет, форму, обобщающие понятия. Игры: «Ящик ощущений», «Шнуровка», «Палочки Кьюзинера», «Блоки Дьенеша», пальчиковые и словесные игры, развивают моторику рук, речевые навыки, внимание, сообразительность.
Очень важно для воспитания, чтобы родители наблюдали за игрой, включались в нее. Так как совместные игры духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении и близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. А также вы можете изготовить игры своими руками.
3 часть. Предлагаем Вам выполнить необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете – круг, не всегда – квадрат, никогда – треугольник.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
2. Рассказываю о своих играх в детстве
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
Если у вас получилось больше всего кружков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра — это самое интересное в жизни ребенка