Цель:
формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, обеспечивающих осознание значимости здорового образа жизни.
Задачи:
создать условия для эффективного сотрудничества и партнерства родителей, обучающихся и педагогов;
сформировать информационное пространство, отражающее значимость семейного воспитания в формировании навыков здоровьесберегающего поведения у детей;
способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в системе семейного воспитания и формирования личности ребенка.
Основная часть:
Постановка проблемы: Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и психическое и социальное благополучие. Знать составляющие здорового образа жизни и выполнять их в семье – вот основная проблема современного общества.
Педагог:
Наш сегодняшний разговор хотелось начать с одной очень известной «Легенды о человеке»: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли. Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным». Другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы». Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, – его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов». Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждого родителя, здоровье его ребёнка. А что же такое здоровье? И что необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми?
Уважаемые родители, предлагаем вам продолжить фразу:
— Мой ребенок будет здоров, если…
Обсуждение вариантов ответов.
Вопросы для обсуждения:
- Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
- Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
- Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?
Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Ребенок, следуя семейным традициям, усваивает нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. А то, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Ребенок должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и активно следовать ей.
Вопрос для обсуждения:
- Предлагаем родителям самостоятельно определить составляющие понятия «здоровый образ жизни» с фиксацией ответов.
Ответы родители записываются на графическом планшете (ватман или доска) цветными маркерами.
Педагог:
Понятие «здоровый образ жизни» включает соблюдение режима дня, культурно-гигиенические навыки, культуру питания.
Давайте рассмотрим проблемы соблюдения детьми режима дня. Им необходимо объяснить, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Вопрос родителям:
Что такое рациональный режим? Способствуете ли Вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?
Обсуждение ответов.
Педагог:
Рациональная организация общего режима дня для учащихся начальных классов предусматривает:
— полноценный ночной сон не менее 10 часов,
— активный отдых (прогулки) на воздухе не менее 2, 5 часов,
— дневной сон для ослабленных детей,
— свободное время для игры, чтения, любимых занятий, просмотра телевизора, компьютера (20 минут в день),
— время на гигиенические процедуры и самообслуживание,
— время на еду 4-5 раз в день,
— учебные занятия, включая дорогу в школу;
— выполнение домашнего задания.
Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности.
Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:
— следить, чтобы ребенок ложился спать не позднее 21.00;
— ужин должен быть не позднее чем 2-3 часа до сна;
— всегда перед сном проветривать детскую;
— не позволять ребенку подолгу сидеть перед телевизором или играть за компьютером вечером.
Задание для родителей (работа в группах).
Проанализируйте ситуацию.
Среди молодых родителей бытует мнение, что детей надо воспитывать по-спартански: не слишком заботиться о ночной тишине, и ребенок спит при включенном радио или телевизоре; не беспокоиться, что ребенок долго смотрит телевизор, не пропуская ни одной передачи; наравне со взрослыми ездит по городу, ходит по магазинам.
Вопрос для обсуждения:
- Подумайте, чем может обернуться для ребенка такое воспитание? Почему? Обобщение ответов.
Педагог:
Во время сна человек сбрасывает физическую и моральную усталость. Для школьников это особенно важно, так как им еще трудно управлять эмоциями. Возможные последствия недосыпания:
— отставание от сверстников в физическом или интеллектуальном развитии;
— истерики, нервные срывы и капризы;
— снижение концентрации внимания и падение успеваемости;
— конфликты с родителями, друзьями и одноклассниками.
Рекомендации родителям:
- Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
- Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи).
- Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.
Как мы с вами уже определили, вторая составляющая здорового образа жизни – это культурно-гигиенические навыки.
Формируя здоровый образ жизни, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасны для жизни и здоровья;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
— знание основных правил правильного питания;
— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.
Задание для родителей (работа в группах).
Проанализируйте ситуацию.
Мама: «Просквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются с горки, лепят из снега. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а другие то и дело болеют? Наверное, дано природой? Все советуют – надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!».
Вопросы для обсуждения:
- Права ли мама? Свой ответ обоснуйте.
- Можно ли укрепить здоровье ребенка?
- Закаливаете ли Вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.
Обсуждение высказываний родителей.
Педагог:
Закаливание – мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен всем семьям.
Закаливание способствует воспитанию силы воли, упорству в достижении цели, самоорганизации ребенка и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой.
Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем, а также соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности.
Основные способы закаливания:
— закаливание воздухом;
— закаливание водой (обтирание, обливание, обтирание стоп, полоскание горла, контрастный душ, купание, баня);
— солнечные ванны по 10-20 минут с утра да 11 часов дня и после 16 часов.
Начинать закаливание врачи советуют постепенно, лучше в летний период. Но, в любом случае, перед этим необходимо посоветоваться с участковым врачом-педиатром.
Вопрос для обсуждения:
- Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Как часто они происходят в вашей семье?
- Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?
Педагог:
Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют на ребёнка и их родителей.
Совместный активный досуг очень важен, так как он:
— способствует укреплению семьи;
— формирует у детей важнейшие нравственные качества;
— развивает у детей любознательность;
— приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
— расширяет кругозор ребенка;
— формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
— сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
При совместном досуге между родителями и детьми возникает духовный контакт, который позволяет сохранить доверительные отношения.
Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.
Родители совместно с детьми могут:
в зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры;
в весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми;
в летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице, ходьбу по пересеченной местности.
Третья составляющая здорового образа жизни – это культура питания.
Вопрос для обсуждения:
- Что включает в себя полноценное питание?
- Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?
Выступление школьной медсестры по теме: «Правильное питание – залог здоровья» (презентация).
С раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом его здоровья. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие ребенка как физическое, так и нервно-психическое, питание занимает ведущее место.
Всякое нарушение питания как количественное, так и качественное (а некоторые из вас считают, что ребенку можно дать лишь бутерброд, чипсы и т. п.), отрицательно влияет на здоровье детей, особенно в период интенсивного роста. Организм ребенка постоянно расходует много энергии, а она ему необходима для деятельности внутренних органов, поддержания постоянной температуры тела.
Особенно большое значение имеют белки, как животные (молоко, мясо, рыба, яйца), так и растительные (рис, картофель, гречка, горох, фасоль, свежая капуста). Лучшей усвояемости белков способствуют овощи. Старайтесь мясные и рыбные блюда давать ребенку с гарниром из овощей. При недостатке белков в пище возникают вялость, слабость, похудение, отсталость в росте, снижение иммунитета. При избытке – нарушение обмена веществ, снижение аппетита.
Пища должна содержать и жиры, которые также входят в состав органов и тканей. Без жировой прослойки нарушается отдача тепла организма, снижается иммунитет, да и вкусовые качества пищи без жиров оставляют желать лучшего.
Сливочное масло, молоко, сливки, яйца хорошо усваиваются организмом, к тому же содержат витамины А и Д, так необходимые детскому организму, растительные жиры (подсолнечное масло, оливковое и др.) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирами кислоты, тоже необходимые организму.
Главный же источник энергии в организме – углеводы, которые содержатся в растительных продуктах в виде крахмала, – в таких овощах, как картофель, а также в крупах, хлебе, луке или в виде сахара, которого достаточно в фруктах и ягодах. Растущему организму ребенка нужна и клетчатка, которая составляет оболочки овощей и злаков, для нормальной работы кишечника в рационе питания ребенка должно быть больше овощей: моркови, свеклы, капусты (как свежей, так и квашеной), кабачков, тыквы, огурцов. Давайте ребенку бахчевые культуры, сливы, яблоки и помните, что овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
Дидактическая игра «Семейный завтрак».
(Используя заготовленные карточки с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания родители в группах формируют меню семейного завтрака).
Обсуждение полученных результатов с комментарием школьной медсестры.
Рекомендации родителям.
- Каждый день обязательно давайте детям и сами употребляйте кисломолочные продукты: кефир, ряженку утром натощак и на ночь. Обращайте внимание на сроки хранения.
- Мясо лучше употреблять отварное с отрубным хлебом вчерашней выпечки.
- Продукты, содержащие калий, содержатся в черносливе, изюме, кураге и печеном картофеле.
- Интервалы между приемами пищи должны для здорового ребенка составлять около 4 часов.
5.Перед едой полезны овощные закуски в виде салатов, винегрета, а вот острые закуски, содержащие много перца, горчицы, хрена, для детей нежелательны.
- Ребенок должен есть не торопясь, хорошо пережевывать пищу.
- Для завтрака и ужина достаточно по 15-20 минут, для обеда – 20-25 минут, а для полдника – 5-6 минут.
Пример детского режима питания (информация размещается в родительском чате класса).
7.00 Завтрак:
Первое блюдо – каша, яйца, творог, овощи, картофель.
Второе блюдо – молоко, какао, чай с молоком.
13.00-14.00 Обед:
Первое – суп мясной, овощной или молочный.
Второе – мясо, рыба, гарнир из овощей или крупы.
Десерт – фрукты, ягоды, кисель, компот.
Полдник:
Кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком.
Булочка, печенье, бублик, фрукты, ягоды.
18.00-18.30 Ужин:
Первое блюдо – каши, запеканки, творожные и яичные блюда, котлеты овощные или крупяные.
Второе блюдо – кефир, молоко, сок, чай.
Культура приема пищи прививается с детства. Очень важно, чтобы дети обучались правилам поведения за столом, соблюдали гигиенические навыки, были аккуратными.
Педагог:
Уважаемые родители, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Давайте вместе подведем итоги нашей встречи.
Вопрос для обсуждения:
- Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?
Обсуждение ответов.
Педагог:
Каждый может сделать следующее:
- Воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки.
- Выполнять простые правила гигиены.
- Соблюдать рациональный режим дня.
- Вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, туризм).
- Использовать систему закаливания.
- Придерживаться правильного питания.
- Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье.
Совет: Любите своего ребенка, он – Ваш. Уважайте членов своей семьи.
Помните: Здоровая семья – здоровый ребенок!
Вопросы для обсуждения:
- Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
- Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
- Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?
- Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?
- Что такое рациональный режим? Способствуете ли вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?
- Можно ли укрепить здоровье ребенка?
- Закаливаете ли вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.
- Что включает в себя полноценное питание? Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?
- Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?
Методические указания
Предварительная подготовка:
анкетирование обучающихся по теме «Здоровье в семье» (Приложение 1), обработка полученных данных, консультирование с педагогом социальным и педагогом психологом при подготовке вопросов для обсуждения и проблемных ситуаций;
для дидактической игры «Семейный завтрак» необходимо изготовить карточки с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания;
совместно с медицинским работником учреждения образования подготовка презентация по теме: «Правильное питание – залог здоровья»;
для проведения рефлексии необходимо изготовить цветки в трех цветовых решениях (синий, желтый, красный) по количеству участников.
Оборудование:
графический планшет (ватман или доска), цветные маркеры, мультиборд, рамка с креплениями.
Материалы:
видеоролик «Здоровые дети – в здоровой семье» (ссылка –https://www.youtube.com/watch?v=Xlqhx3YZZLA).
презентация по теме «Правильное питание – залог здоровья» (ссылка –
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_na_temu_pravilnoe_pitanie_zalog_zdorovya-128725).
Рекомендуемые формы организации: беседа, диспут.
Методы работы: аналитический, игровой, наблюдение.
Форма сотрудничества: групповая.
Рефлексия.
1 вариант.
Педагог:
Уважаемые родители, пожалуйста, оцените наше занятие. У вас на столах лежат цветочки трех цветов. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению после нашей встречи и закрепите его на рамке.
Обозначение цветов: синий – зря потратили время, красный – не все понравилось и не во всем хотелось участвовать. Желтый – рады были встрече, хорошо и с пользой провели время.
2 вариант.
Просмотр видеоролика «Здоровые дети – в здоровой семье» о сбережение здоровья с позиции детей. Обсуждение просмотра.
Педагог рекомендует родителям литературу (методические материалы «Здоровая семья – здоровый ребенок» (https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zdorovaya-semya-zdorovyj-rebenok-1.pdf), а также другую литературу, позволяющую повысить их психолого-педагогическую культуру в области формирования здоровьесберегающих навыков у детей.
Приложение 1.
Анкета для учащихся 3-х классов «Здоровье в семье».
- Что ты ешь на завтрак?
А) кашу или другую приготовленную еду;
Б) чай и бутерброд;
В) не завтракаю.
- Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
А) провожу время с родителями;
Б) смотрю телевизор, играю в компьютер, телефон;
В) гуляю на улице.
- Хотелось бы тебе, чтоб родители чаще тебя обнимали, хвалили, проявляли внимание?
А) да;
Б) нет, они уделяют мне достаточно внимания.
- Какого внимания от родителей тебе не хватает?
А) похвалы;
Б) времени вместе;
В) объятий (обнять, погладить по голове и т.д.);
Г) хватает всего.
- Курит ли кто-нибудь в вашей семье?
А) да;
Б) нет.
- Если курят, то где?
А) дома;
Б) на улице;
В) на балконе.
- Как часто ты видишь, что родители употребляют алкоголь?
А) никогда;
Б) только по праздникам или с друзьями;
В) часто.
- Как часто в семье возникают ссоры, скандалы?
А) никогда;
Б) редко;
В) часто.
- Как часто ты занимаешься спортом?
А) только в школе на физкультуре;
Б) посещаю спортивные секции после школы;
В) занимаюсь вместе с родителями;
Г) никогда.