Зависимое поведение − проблема, которая является актуальной для очень большого числа людей. Эта проблема затрагивает и молодёжь. В погоне за новыми, яркими ощущениями несовершеннолетние прибегают к формам поведения, которые могут вызвать зависимость. Каков бы ни был объект зависимости, он всегда приводит к негативным изменениям в жизни: нарушаются социальные связи, сужается круг интересов, ухудшается состояние здоровья и эмоциональное состояние.
Зависимость – это, в-первую очередь, потеря свободы и контроля над своей жизнью. У зависимого человека желания, ценности, цели подчинены влиянию объекта зависимости.
Самыми распространёнными видами зависимости являются:
- зависимость от психоактивных веществ (ПАВ);
- компьютерная зависимость;
- игровая зависимость.
Зависимость от употребления ПАВ. Одним из наиболее разрушительных видов зависимости является зависимость от употребления психоактивных веществ. Под зависимостью от ПАВ подразумевается наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, то есть злоупотребление веществами, воздействующими на функционирование нервной системы.
Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) является сравнительно «молодой» и в тоже время особенно актуальной в наше время разновидностью зависимости. Компьютерная зависимость опасна в первую очередь тем, что приводит к значительному нарушению адаптации в обществе. Человек, страдающий компьютерной зависимостью, переносит все свои желания, потребности, амбиции в виртуальное пространство, постепенно подменяет реальную жизнь виртуальной.
Игровая зависимость или игромания – патологическая склонность к азартным играм (казино, рулетка, автоматы, карты, компьютерные игры).
Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
- нежелание отвлечься от компьютерной игры;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.
Что является основными причинами возникновения зависимого поведения:
незрелость эмоционально-волевой сферы;
агрессивность и нетерпимость;
проблемы с самооценкой;
подчинённость среде;
трудности с самовыражением;
безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей;
чувство одиночества, беззащитности;
восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
Наиболее значимые факторы риска развития зависимостей в семье:
— несоблюдение членами семьи социальных норм и правил;
— неправильные воспитательные методы: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы поощрений и наказаний), завышенные или заниженные требования родителей к ребенку;
— жестокий контроль дисциплины, приучающий к повиновению (подавление личности ребенка);
— частые смены настроения у родителей (стрессогенная эмоциональная обстановка в семье);
— наличие хронических семейных конфликтов;
— постоянная занятость родителей, отсутствие времени на ребёнка;
— отрешенность родителей по отношению вопросов воспитания ребенка;
— игнорирование переживаний ребенка;
— отсутствие теплых, дружеских отношений, взаимопонимания, сочувствия, сопереживания между членами семьи;
— явное предпочтение одного ребенка (если семья многодетная).
В группу риска попадают:
- Молодые люди, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.
- Молодые люди с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться: либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, чаще его хвалите, помогите быть успешным.
- Молодые люди с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте инициативу.
- Если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным. Таким детям необходима помощь в налаживании реальных отношений.
- Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.
Симптомы зависимости:
Признаки зависимости. «Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», – говорит психиатр.
Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:
— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером;
— потеря интереса к происходящему вокруг;
— нарушения сна;
— часты резкие перепады настроения;
— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер вплоть до скандала;
— у ребенка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
— он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
— расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;
— ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам;
— во время игры молодой человек начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
— ребенок становится более агрессивным;
— трудно встает по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только тогда, когда садится за компьютер;
— обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми.
«Приемы отказа от нежелательного действия»:
- Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами. Это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
- «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
- Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать).
- «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз…
- «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
- Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
- Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеете гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).
- Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Для этого существует множество алгоритмов.
Алгоритм = Отказ+ аргумент + встречное предложение.
Отказ (говорите «Нет, спасибо», «Нет, нет, нет», «Нет, я ухожу», «Нет, не могу», «Нет, мне не нужны деньги»);
+ аргумент («Нет, спасибо, от вина (наркотиков) люди перестают соображать и совершают глупые поступки», «Нет, сейчас это не модно», «Нет, спасибо мне сейчас нужно идти на тренировку», «Нет, спасибо, от вина у меня болит голова» и т.д.);
+ встречное предложение («Нет, спасибо, сейчас это не модно, давай лучше поиграем в футбол», «Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый фильм» и т.д.);
— А сейчас, давайте попробуем потренироваться в отработке навыков отказа и противостояния групповому давлению.
Примеры отказа.
- Отказ-соглашение: «…спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».
- Отказ-обещание: «Пойдём завтра в кино», — «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике».
- Отказ-альтернатива: «Пойдём завтра в спортзал», «Давай лучше погуляем по посёлку».
- Отказ-отрицание: «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды».