28.01.2021 Белорусская наука: в ногу со временем

28 января 2021 года для учащихся VIII, IX, XI классов Единый день информирования в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» по теме «Белорусская наука: в ногу со временем» был организован классным руководителем VIII класса Пасевич Аллой Степановной. Информирование учащихся прошло в формате устного журнала. Обсуждая тему, наши учащиеся расширили свои знания об истории белорусской науки и её развитии, обсудили важнейшие белорусские разработки учёных, их значимость для государства, области, района.

В целях визуализации информации была подготовлена мультимедийная презентация со ссылками на видеофрагменты.

Встреча получилась конструктивной, эмоциональной, актуальной и позитивной.

Материалы проведенного информирования включали в себя современные достижения

Единый день информирования

«Белорусская наука: в ногу со временем»

 

 

 

 

 

Жизнь ставит цели науке,

наука освещает путь жизни …

 

Цель: формирование чувства долга и активной жизненной позиции, стремления вносить посильный вклад в благосостояние своего Отечества; воспитание сознательности, уважительного отношения к научным открытиям белорусского народа.

Задачи:

  • актуализация знаний о белорусской науке, её истории и развитии;
  • привитие чувства гордости за своё государство, свой народ, свою Родину;
  • подготовка учащихся для дальнейшего воплощения своих гражданских мыслей и чувств в конкретные дела.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые учащиеся! Мы собрались в актовом зале для проведения единого дня информирования в рамках проекта «Школа Активного Гражданина».

Ведущий 2: Прежде всего предлагаем вам просмотреть видеоновости «СТВ онлайн. Пять наших научных разработок 2020 года, о которых должен

знать каждый белорус». (Слайд 1). https://www.youtube.com/watch?v=5N9ZsOhsxjA&feature=emb_logo.

Ведущий 1: Посмотрев видеоролик и прочитав эпиграф, давайте определим тему нашего заседания. (Слайд 2).

Ответы учащихся. «О белорусской науке».

Ведущий 2: Правильно. Тема нашей сегодняшней встречи – «Белорусская наука: в ногу со временем». (Слайд 3). Информирование будет проходить в формате устного журнала. Первая страница нашего журнала называется «История белорусской науки». (Слайд 4). В качестве информационной основы журнала мы посмотрим документальный фильм «История белорусской науки» из программы «Минск и минчане» https://www.youtube.com/watch?v=1QVWVTPOmf8. (Слайд 5).

         Ведущий 1: Ежегодно в последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки, официально установленный в 1993 году. Почему именно в этот день? (Слайд 6).

Учащийся 1. День науки Беларусь отмечала еще в составе СССР в третье воскресенье апреля. После образования нового суверенного государства праздник перенесли на январь. Дату приурочили периоду основания Белорусской академии наук Беларуси (далее – НАН Беларуси), созданной 01.01.1929 года. (Слайд 7).

Ведущий 2: Следующая страница журнала «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства». (Слайд 8).

Ведущий 1: Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, интеллектуальным и экспертным центром, который играет важную роль в определении направлений и конкретных путей развития страны, ядром современной системы генерации знаний и инноваций. Академия наук Беларуси подчиняется Президенту Республики Беларусь, подотчётна Совету Министров Республики Беларусь.

         Ведущий 2: Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что настоящая наука должна, прежде всего, служить людям, улучшать качество их жизни. Благодаря ученым, Беларусь на мировой арене знают, как страну, где делают самые большие самосвалы и добывают калийную руду, производят лазеры и оптоэлектронику, микросхемы и электрический транспорт, ускоренными темпами развивают сферу информационных технологий, выполняют высокотехнологичные хирургические вмешательства, выпускают современные лекарственные препараты. В Беларуси также осваивается энергия мирного атома, ученые страны создали собственную исследовательскую станцию в Антарктиде, участвуют в работе на Большом адронном коллайдере. Республика наравне с крупным державами вошла в число космических держав, что два года назад позволило провести в Минске Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов.

Ведущий 1: Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 сентября 2020 года посетил Национальную академию наук. Глава государства ознакомился с выставкой научных и научно-технических достижений. Выставка включала следующие разделы: аграрный сектор, отделения биологических, гуманитарных наук и искусств, медицинских наук, физики, математики и информатики, физико-технических наук, химии и наук о Земле.

Ведущий 2: Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых? Что вы можете рассказать о последних достижениях белорусской науки? Как влияют научные открытия на нашу жизнь?

Учащиеся 2. Наша редакционная коллегия информационного журнала подготовила презентацию о белорусских научных разработках. (Слайд 9-19).

Учащийся 3. Белорусские научные разработки внедряются в машиностроении, энергетике, микробиологии, фармацевтике. Все больше инноваций готова продвигать молодежь. Сейчас мы готовы полететь на Марс, провести трансплантацию органов.

Актуальной задачей белорусской науки является попытка изобрести вакцину от коварного вируса COVID-19. Задача учёных раскрыть все научные тайны с помощью своего интеллекта и современных технологий. И, как знать, возможно, многое удастся белорусской науке уже в 2021 году.

Ведущий 1: Беларусь – многонациональное государство, многоконфессиональная страна. Беларусь – страна равных возможностей для каждого, и в этом залог единства нашего народа. Какое, по вашему мнению, влияние на развитие нашей страны оказывает общность научных интересов белорусских исследователей?

Ведущий 2: Продолжим читать наш информационный журнал на странице «Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития». (Слайд 20).

Ведущий 1: Как вы думаете, почему белорусской науке, её развитию придаётся такое большое значение в развитии государства в целом?

Учащийся 4: Наука – мощнейший двигатель общественного прогресса. Она позволяет нам продлевать жизнь, следить за состоянием здоровья, благодаря ей мы можем производить лекарства, чтобы лечить болезни и облегчать боль, она помогает нам удовлетворить базовые потребности, в том числе в пище, и добывать энергию. Наука делает нашу жизнь ярче, насыщеннее и интересней, включая спорт и музыку, последние достижения в сфере коммуникационных технологий. Наука помогает нам находить решения для проблем повседневной жизни и искать ответы на загадки Вселенной. Другими словами, она является одним из важнейших источников знаний. Она играет важную роль для роста благосостояния общества. Развитие науки имеет большое значение для достижения Целей устойчивого развития.

Цели устойчивого развития – это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для всех людей во всем мире. Эти 17 целей были приняты всеми государствами – членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению.

Для достижения Целей устойчивого развития мировому сообществу необходимо преодолеть множество трудных и сложных социальных, экономических и экологических проблем. Некоторые из них требуют преобразования общества и экономики, а также принципов взаимодействия с нашей планетой. Наука играет важную роль в разработке инновационных решений для устойчивого развития.

Ведущий 2: Страница «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать». (Слайд 21).

«Цели науке ставит само время. И сегодня нам особенно нужны знания и опыт уже известных, титулованных ученых, энергия и амбиции молодых, подающих надежды исследователей, готовых не только покорять неизведанные силы природы, но и противостоять вместе с государством сложнейшим политическим и экономическим вызовам, – заявил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. – От вас ждем инновационных проектов и технологий в области атомной энергетики, освоения космического пространства, цифровизации, в отраслях экономики, медицины, образования, в сферах социологии, экологии и геологии».

Глава государства отметил, что одна из главных задач белорусской науки – обеспечить преемственность.

Ведущий 1: Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает научно-исследовательская деятельность, которая направлена на приобщение учащихся к научной работе, формирование у них умения анализировать научную информацию; выявление талантливых и одаренных учащихся в области научного творчества; развитие интеллектуального творчества, привлечение общественного внимания к достижениям молодежи в различных науках.

Ведущий 2: Особое внимание хотелось бы уделить достижениям ребят нашей школы и поблагодарить Личик Александру, ученицу 9 класса, за одержанную победу в областном литературном конкурсе и Жука Сергея, выпускника прошлого учебного года за участие в районной конференции учебно-исследовательских работ «С наукой в будущее».

Ведущий 1: Продолжаем читать наш журнал на странице «Топ-10 результатов белорусских ученых за 2020 год». (Слайд 22).

Учащийся 5: Согласно решению Бюро Президиума НАН Беларуси, победителями признаны:

  1. Коллектив ученых ГНУ «Институт физики им. Б. И. Степанова НАН Беларуси» за установление механизма действия активных форм кислорода в реализации эффектов фотобиостимуляции низкоинтенсивным лазерным излучением репродуктивной функции животных.
  2. Авторский коллектив двух научных организаций – ГНУ «Институт биоорганической химии НАН Беларуси» и ГНУ «Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси» – за идентификацию методами компьютерного скрининга и молекулярного моделирования потенциальных ингибиторов коронавируса SARS-CoV-2.
  3. Коллектив ученых ГНУ «Институт тепло- и массообмена им. А. В. Лыкова НАН Беларуси» за разработку и применение механохимического наномодифицирования многофункциональных композиционных покрытий компонентов микротехники.
  4. Авторский коллектив ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» и ГНУ «Институт механики металлополимерных систем им. В. А. Белого НАН Беларуси» за создание информационных моделей – цифровых двойников гидро- и электромеханических приводов для проектирования и мониторинга транспортных машин нового поколения.
  5. Ученые ГНУ «Институт биоорганической химии НАН Беларуси» за обнаружение феномена ускорения фосфоролиза нуклеозидов путем иммобилизации ферментных субстратов на анионообменниках как основы для высокоэффективного синтеза противоопухолевых препаратов.
  6. Сергей Какарека, заведующий лабораторией трансграничного загрязнения ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси», доктор технических наук, профессор, – за численное моделирование распространения аэрозольно-газовых примесей в атмосфере Белорусской антарктической станции и установление тенденций их изменения за тридцатилетний период.
  7. Авторский коллектив ГНУ «Институт микробиологии НАН Беларуси» за создание рекомбинантных штаммов бактерий – продуцентов человеческого белка аннексина в единстве с аденозин-деградирующими ферментами как основы создания биопрепаратов нового поколения.
  8. Ученые ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» за определение степени математической значимости величин рисков проникновения и распространения чужеродных видов водных беспозвоночных на территории Беларуси.
  9. Коллектив авторов ГП «Институт биохимии биологически активных соединений НАН Беларуси» и УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» за разработку биомедицинской технологии восстановления клеток печени на основе комплекса физиологически активных соединений, обладающих высокой антиоксидантной и противовоспалительной активностью.
  10. Ученые – аграрии РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию» за создание гетерозисных гибридов озимой ржи на основе системы цитоплазматической стерильности как основы повышения генетического потенциала.

Награждение победителей будет приурочено к празднованию Дня белорусской науки в конце января 2021 года.

Ведущий 2: Как вы понимаете выражение: учеными не рождается, ими становятся?

Ведущий 1: Герой произведений Конана Дойла Шерлок Холмс говорил: «Видите ли, мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Глупец натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или, в лучшем случае, до них не докопаешься. А человек толковый тщательно отберёт то, что он поместит в мозговой чердак. Он возьмет лишь те инструменты, которые понадобятся ему для работы, их у него будет множество». Согласны ли вы с мнением Холмса? О каких инструментах он говорит?

Ведущий 2: Как вы думаете, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия?

Ведущий 1: Какие возможности для приобретения дополнительных знаний и умений предоставляют учреждения образования в нашей стране (наша школа)?

Ведущий 2: Расскажите о своих личных достижениях в научном творчестве (участие в проектной деятельности, исследовательской деятельности, олимпиадах, научно-практических конференциях и др.).

Ведущий 1: Существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий используются в нашей повседневной жизни, став уже привычными вещами. День детских изобретений празднуется в мире 17 января. Что вы знаете о Республиканском молодежном инновационном проекте «100 идей для Беларуси»?

Ведущий 2: Республиканский финал юбилейного сезона молодёжного проекта «100 идей для Беларуси» запланирован на февраль 2021 года.

Ведущий 1: Какие изобретения учащихся, представленные в этом проекте, на вас произвели наибольшее впечатление?

Учащийся 5: Около 40 проектов представлено в Бресте на областном этапе «100 идей для Беларуси». Больше всего инициатив – 20 – в номинации «Общество, экономика и социальная сфера». Проект «Teens4teens» учащейся гимназии № 2 г. Бреста Дарьи Яромич нацелен на раскрытие творческого потенциала молодежи и поддержку юных белорусских авторов. Елизавета Шульган и Матвей Русаковский из средней школы № 13 г. Бреста выступили с инициативой создания голографической установки для школьного музея «Музей войны в Афганистане». В ее основе будут истории 28 брестчан, погибших на той войне.

Учащиеся из Брестского района предлагают обустроить в агрогородке Чернавчицы благоприятную для гнездования птиц рекреационную зону. Студенты Полесского государственного университета разработали гидропонную установку, которая позволяет выращивать лекарственные растения в домашних условиях. Студенты Брестского государственного технического университета потрудились над новой концепцией доставки товаров. Эти и другие разработки оценены экспертами, определены проекты для участия в финале республиканского конкурса.

Ведущий 2: Продолжите фразу «Чтобы стать ученым, надо …» Есть ли среди знакомых люди, которые занимаются научной деятельностью? В какой области они работают? Расскажите об их научных разработках.

Учащийся 6: В городе Пружаны есть филиал опытной сельскохозяйственной станции НАН Беларуси. Деятельность станции направлена на проведение прикладных научных исследований в области сельского хозяйства и на производство оригинальных семян сельскохозяйственных культур, больше всего картофеля.  На станции разрабатывают новые и совершенствуют существующие технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, технологии закладки и эксплуатации травостоев многолетних трав на пашне и луговых угодьях применительно к условиям Брестской области. (Слайд 23).

Ведущий 1: Мы прочитали все страницы нашего журнала «Белорусская наука: в ногу со временем».

Ведущий 2: Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Ведущий 1: Вы знаете, что люди, посвятившие себя науке, всегда стремились к исполнению своих благородных целей. Именно благодаря их трудам мир увидел множество уникальных разработок, позволивших достичь современных высот развития в различных сферах. И кто знает, может уже среди нас, в нашем классе учатся будущие учёные, которые прославят нашу страну – Республику Беларусь.

Ведущий 2: Перед современной наукой стоит еще множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество: на сколько можно увеличить продолжительность жизни человека? что происходит в недрах Земли? чем грозит глобальное потепление? чем человечество заменит нефть? как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету?

Ведущий 1: Великие загадки всегда были стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений.

Ведущий 2: Вот и подошел наш единый день информирования к завершению. Время пролетело очень быстро, и мы узнали много нового и интересного.

Ведущий 1: От каждого из нас зависит, сохраним ли мы всё то, что создано нашими учёными, умножим ли мы славу родного района и своей Родины.

Ведущий 2: Завершая сегодняшнее мероприятие, благодарю вас за добросовестную подготовку, большую заинтересованность и активное участие.

Ведущий 1: До новых встреч на проекте «Школа Активного Гражданина»!

Добавить комментарий